Цифровой образовательный контент теперь будет подвергаться обязательной госэкспертизе

На сайте нормативно правовых актов появились проекты двух приказов Минпросвещения РФ, которые утверждают порядок формирования реестра образовательных онлайн-сервисов, рекомендованных для школ РФ, и порядок их экспертизы. По большей части процедура напоминает экспертизу учебников, включаемых в федеральный перечень.

Цифровой образовательный контент теперь будет подвергаться обязательной госэкспертизе Цифровой образовательный контент теперь будет подвергаться обязательной госэкспертизе / https://files.asi.ru/

В российских школах теперь будет допускаться использование только прошедшего обязательную государственную экспертизу цифрового образовательного контента. Для включения в специальный реестр производители цифрового образовательного контента, а также образовательных сервисов обязаны будут предоставить полную информацию о себе. Речь идёт о лицензии, сведениях о типах ЦОС и ОС, перечне уровней образования и ещё ряде характеристик. При этом возможность предоставления образовательного контента вновь создаваемыми организациями или индивидуальными предпринимателями полностью исключается.

Отмечается, что требования предъявляются к содержанию уроков в цифровом формате, электронных учебников и другого подобного контента. В проекте приказа, к примеру, говорится, что «ресурсы не должны содержать информации, отрицающую семейные ценности или пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения».

Помимо этого, в документах прописаны технические характеристики, в соответствии с которыми, например, информация должна корректно отображаться на компьютерах, планшетах, а также на интерактивной доске или панели. Внутри онлайн-контента запрещается любого рода реклама. Что же касается ссылок, рекомендованных внутри контента и сервисов, то кроме актуальности они должны отражать «вклад российских деятелей науки, культуры в глобальное развитие».

«Очень порадовало требование о грамотной речи и отсутствие ненормативной лексики», – заметила директор школы «Феникс» (Москва) Татьяна Зверева, комментируя проект приказа.

Оценивая опубликованные документы, член правления Лиги образования Михаил Кушнер отметил, что новшеством проекта является только проведение первичной экспертизы автоматически с помощью современных систем с искусственным интеллектом.

К отобранным экспертам тоже выдвигается ряд требований: учёная степень или учёное звание, либо стаж педагогической деятельности не менее 5 лет, а также опыт в разработке или пользовании ЦОС. Такие меры говорят о том, что «цикл попадания на стол ученику и учителю будет небыстрым». Однако, по словам М. Кушнера, «строгости с допуском учебников, на многолетнем опыте, никаких гарантий качества не дало».

При этом он добавил: «Для цифры гораздо органиченнее была бы логика мотивированного исключения из реестра по жалобе с экспертной проверкой. А так, коррупционная ниша экспертизы бережно сохранена. Сентенции про «конфликт интересов» в проекте приказа коррупции не преграда. Конкуренция на уровне пользователей работала бы гораздо оперативнее и гибче. Но, видать, не в этой жизни».

По мнению Ильи Беломытцева, директора по развитию бизнеса Softline в нацпроекте «Образование», пока новоиспечённые документы выглядят лишь как план действий, в котором обозначены сроки и в явном виде обозначено, кто за что отвечает.

Кроме того, И. Беломытцев подчеркнул: «Несмотря на наличие известных поставщиков контента и сервисов, соответствующих ФГОС, остаётся открытым вопрос об их адаптации в рамках Цифровой образовательной среды. Требуется длительное накопление экспертизы в области создания и выявления наиболее эффективных методик образования в рамках ЦОС, чтобы приблизиться хотя бы к эффективности обычного школьного образования, а впоследствии — вывести эффективность на более высокий уровень. Эксперимент по созданию ЦОС был запущен именно для этого, но, возможно, с запозданием. На мой взгляд, если бы это произошло на 5-7 лет раньше, сегодня можно было бы уже воспользоваться его результатами для эффективной реализации нацпроекта «Образование».

Экспертное заключение о том, что ресурс может использоваться в средних общеобразовательных учреждениях будет выдаваться сроком на 3 года. Если продукт будет отклонён, то поставщики смогут подать заявку на экспертизу повторно раз в полгода.

Статья и фото: fulledu.ru

Добавить комментарий