III Международная научная конференция «Значение — Смысл — Символ: теология, философия и эстетика на рубеже веков»

26-28 ноября 2018 года состоялась III Международная научная конференция «Значение — Смысл — Символ: теология, философия и эстетика на рубеже веков». Она была организована Российским государственным гуманитарным университетом, Обществом историков русской философии им. В.В. Зеньковского, Центром феноменологической философии философского факультета РГГУ совместно с Библиотекой истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» (Москва), Папским восточным институтом (Рим, Италия) и Исследовательским центром Вяч. Иванова в Риме.

В конференции приняли участие представители отечественных и зарубежных вузов: РГГУ, ИФ РАН, ПСТГУ, РХГА, МГУ им. М.В. Ломоносова, БФУ им. И. Канта, СПбДА , ИМЛИ РАН, Одесский национальный университет (Украина), Университет Салерно (Италия), Университет Седльце (Польша), независимые исследователи.

Местом проведения конференции был выбран Рим – Вечный город, колыбель и оплот христианства, город проповеди апостола Павла и собора св. Петра. В XX веке Вечный город стал домом для выдающегося поэта и мыслителя Серебряного века Вячеслава Иванова.

Конференция была посвящена осмыслению возможности междисциплинарного синтеза трех формально не связанных друг с другом дисциплин, имеющих, тем не менее, глубокую внутреннюю связь: теологии, философии и эстетики. Теология говорит о Боге, философия говорит о смыслах, а эстетика – о конкретном воплощении их в символах и знаках. Отправными пунктами размышления, как и для двух предыдущих конференций, стало осмысление феноменологических и экзистенциальных принципов современной философии человека, его внутреннего опыта и символики его внешнего воплощения. Одним из ключевых символов всей иудеохристианской европейской культуры является символ Эдема: топос Бога и Первочеловека, родина смыслов, онтологический корень всех символов. Европейская культура – это тоска по раю и подлинному бытию человека; его отрицание – или его обретение.

Конференция открылась посещением кладбища Кампо Цестио и могилы Вячеслава Иванова, а также экскурсией по Центру Вячеслава Иванова в Риме. Неформальная часть конференции продолжилась на следующий день пешей экскурсией по Риму, в ходе которой участники смогли проникнуться духом Вечного города и воочию увидеть глубокий культурный синтез, порожденный непрерывным совмещением исторических и символических контекстов.

После вдохновляющей прогулки участники собрались в одной из аудиторий Папского восточного института, где прошло официальное открытие конференции. Там же прошли заседания первых двух дней конференции. Председатель Оргкомитета А.И. Резниченко приветствовала собравшихся, далее конференция начала секционную работу.

Первым прозвучал доклад польского исследователя Романа Мниха (Седльце, Университет Седльце) «Русская теория символа ХХ века: между неокантианством и неогегельянством». В этой же секции «Значение – Смысл – Символ», которую модерировал руководитель Центра Вячеслава Иванова Андрей Шишкин (Рим / Салерно, РАИ / Университет Салерно), прозвучали доклады профессоров РГГУ: Олега Марченко «Мы две руки единого креста…»: К теме устойчивости символа в европейской культуре» и Анны Резниченко «От магии звука к магии слова. Павел Флоренский между символизмом и авангардом». Также прозвучали доклады Светланы Федотовой (Москва, ИМЛИ РАН) «Загадка символизма Вяч. Иванова в интерпретации Л. Гоготишвили» и Тинатин до Егито (Москва, ПСТГУ) «Влияние религиозно-философских воззрений Вячеслава Иванова на творчество Сергея Эйзенштейна». Программу первого дня завершили презентации научных изданий, связанных с контекстами русской философии Серебряного века. Презентацию модерировала Данута Шимоник (Седльце, Университет Седльце). Были презентованы следующие издания:

1.      ВЗЫСКУЮЩИЕ ГРАДА: хроника русских литературных, религиозно-философских и общественно-политических движений в частных письмах и дневниках их участников, 1829-1923 гг. / Сост. В.И. Кейдан. Москва: Модест Колеров, 2018 (Исследования по истории русской мысли. Т. 21, кн.1);

2.      ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЭКФРАСИСА: итоги и перспективы изучения / Колл. монография под научн. ред. Татьяны Автухович, Романа Мниха и Татьяны Бовсунивской. Седльце: Изд.-во Ин-та региональной культуры им. Францишка Карпиньского, 2018;

3.      МИРГОРОД. Международный филологический журнал, посвященный истории современного литературоведения, его эпистемологии и интeрдисциплинарности / Гл. ред.
Анастасия де Ла Фортель (Лозанна, Швейцария), Роман Мних (Седльце, Польша);

4.      ОБРАЗЫ ИТАЛИИ В РОССИИ – ПЕТЕРБУРГЕ – ПУШКИНСКОМ ДОМЕ. Санкт-Петербург, 2014;

5.      ВЯЧ. ИВАНОВ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ Вып. 2. Санкт-Петербург, 2016;

6.      ВЯЧ. ИВАНОВ. ЭЛЛИНСКАЯ РЕЛИГИЯ СТРАДАЮЩЕГО БОГА // Символ. № 64. 2014;

7.      ВЯЧ. ИВАНОВ. ДИОНИС И ПРАДИОНИСИЙСТВО // Символ. № 65. 2015;

8.      ВЯЧ. ИВАНОВ. PRO ET CONTRA. Т. 1–2 Санкт-Петербург, 2016;

9.      ИСТОРИЧЕСКОЕ И НАДВРЕМЕННОЕ У ВЯЧ. ИВАНОВА. Десятая международная конференция. Салерно, 2017;

10. МИКЕЛАНЖЕЛО. СЕМЬ СОНЕТОВ В ПЕРЕВОДЕ ВЯЧ. ИВАНОВА с рисунками Г.А.В. Траугота. Москва, 2018;

11. V. IVANOV. A REALIBUS AD REALIORA Roma, 2018;

12. С.Л. ФРАНК. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ. Под общ. ред. Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых. М., 2018. Т. 1: 1896–1902. Предисл. к изд. Г.Е. Аляева, К.М. Антонова, Т.Н. Резвых; Предисл. к тому Г.Е. Аляева, Т.Н. Резвых М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2018;

В презентации участвовали Андрей Шишкин (Рим / Салерно, РАИ / Университет

Салерно), Владимир Кейдан (Рим / Москва), Роман Мних (Седльце, Университет Седльце).

Второе заседание «Значение – Смысл» открылось на следующий день, 27 ноября. Его модерировал о. Стефано Каприо (Рим, PIO). В ходе этого заседания прозвучали доклады Александра Маркова (Москва, РГГУ) «Русская ангелология как предмет интеллектуальной истории», свящ. Алексия (Волчкова) (Санкт-Петербург, СПбДА) «Иконы, идолы и священный текст. Как философия Ж.-Л. Мариона может помочь в интерпретации Библии?), прот. Владимира Зелинского (Италия, Брешия) «Богословие общения». После дискуссии и кофе-брейка открылось третье заседания «Значение – Смысл», модерируемое А.И. Резниченко. Здесь прозвучали доклады Светланы Коначёвой (Москва, РГГУ) «Воображение и метафора в теологическом языке»), Алексея Лызлова (Москва, РГГУ) «Онтотеологическое понимание языка в работах И.Г. Гамана», Татьяны Резвых (Москва, ПСТГУ) «Функциональный персонализм Вильгельма Штерна». После дискуссии и перерыва на обед, Роман Мних открыл четвертое заседание – «Символ». После обеда выступили Владимир Кейдан (Италия, Рим) «Скверный анекдот», или Брак во имя революции: сюжет из неопубликованной семейной переписки Достоевских в контексте культуры Серебряного века (интертекстуальный анализ)», Михаил Эдельштейн (Москва, МГУ) «Ветхий Завет в рефлексии Николая Бердяева» и Анна Голубкова (Россия, Москва) «Василий Розанов о Дмитрии Мережковском и не только: к истории двух разговоров».

После кофе-брейка прошла вторая часть научных презентаций. Были презентованы книги прот. В. Зелинского:

13.       ПРОТ. ВЛАДИМИР ЗЕЛИНСКИЙ. ВЗЫСКУЯ ЛИЦА ТВОЕГО. Тюмень: Русская неделя, 2013;

14.       ПРОТ. ВЛАДИМИР ЗЕЛИНСКИЙ. СВЯЩЕННОЕ РЕМЕСЛО. Философские портреты. Санкт-Петербург: Алетейя, 2017;

15.       ПРОТ. ВЛАДИМИР ЗЕЛИНСКИЙ. НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ.Санкт-Петербург: Алетейя, 2018;

16.       FR. V. Zelinsky. MISTERO CUORE SPERANZA. Invito alla spiritualità ortodossa Ancora editrice, Milano, 2010;

17.       FR. V. Zelinsky. IL BAMBINO ALLE SOGLIE DEL REGNO Teofania dell’infanzia. Effatà editrice, Cantalupa (Torino), 2013;

18.       FR. V. Zelinsky. IL REGNO E IL TORMENTO DELLA FEDE. Russia, ortodossia, riconciliazione Effatà editrice, Cantalupa (Torino), 2014.

Отрывки из книг о. Владимира Зелинского прочитал Павел Зелинский (Падуанский ун-т / Государственная академия театрального искусства в Риме).

Пятое и шестое заседания конференции – «Смысл», которые модерировались С.А. Коначевой и Т.Н. Резвых, соответственно, прошли в Орвието, после небольшой прогулки по этому чудесному средневековому городу. Прозвучали доклады: свящ. Давида Рожина (Калининград, БФУ им. И. Канта) «Единство сил души и идея о Бесконечном в философии Ф.А. Голубинского», Александры Бердниковой (Москва, ИФ РАН) «Полемика В.С. Соловьева с харьковскими богословами Т. Стояновым (К.Е. Истоминым) и А.П. Шостьиным по вопросу догматического развития в Церкви», Николая Павлюченкова (Москва, ПСТГУ) «Труды П.А. Флоренского как источник «мистического богословия» в России в ХХ веке», совместный доклад Инны Голубович и Виктора Левченко (Одесса, Одесский национальный университет) «Парижское богословие, Фотиево братство и Николай Полторацкий: смыслы – символы – шифры», Дарьи Ченцовой (Москва, ПСТГУ) «Знакомство длиннее жизни: письма Н.С. Арсеньева С.Л. и Т.С. Франк (Барцевой) (по материалам Бахметевского архива Колумбийского университета)» и Дарьи Дорохиной (Москва, РГГУ) «Проблемы репрезентации русской религиозной философии». Конференция завершилась дискуссией.

Первый и второй день конференции завершились презентациями научных изданий, в ходе которых было представлено, в общей сложности, 18 книг и журналов, выпущенных в России, Польше и Италии.

Российский государственный гуманитарный университет — офф. сайт www.rsuh.ru

Читайте больше новостей про :


Добавить комментарий