Как пандемия повлияла на трудоустройство студентов по специальности

Как пандемия повлияла на трудоустройство студентов по специальностиИллюстрация: lifestylemedia.biz

Десятки тысяч студентов не смогут найти работу по специальности из-за долгосрочной трансформации российской экономики и рынка труда. Индустрия гостеприимства, театры и авиакомпании сокращают персонал и не готовы принимать новых сотрудников.

Российская система образования пока не начала перестройку и принимает абитуриентов, которые не смогут работать по специальности. Студентам и молодым специалистам придется осваивать дополнительные навыки для большей адаптивности, предупреждают эксперты.

По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), без работы из-за пандемии в могут остаться 174 млн занятых в отрасли по всему миру. А в России лишиться работы из-за спада туристической отрасли могут 1–3 млн человек.

Исследования кадровых агентств и раньше показывали, что более 40% людей, получивших высшее образование, не работают по специальности. Не исключено, что под влиянием ударов по профильным отраслям молодым людям еще больше придется задумываться о смене профессии.

«Сложности могут возникнуть уже в этом году для обучающихся на факультетах экономики туризма, бизнеса и сервиса. Но в основном последствия новых факторов на рынках вряд ли будут иметь эффект для нынешних студентов, речь все-таки о перспективе нескольких лет, – полагает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. – Пандемия повлияет на выбор профессий в будущем. И абитуриенты будут учитывать устойчивость тех или иных отраслей к подобным кризисам. Это особенно коснется тех профессий, популярность которых снижалась и до пандемии. Речь идет, в частности, о финансовых аналитиках или бухгалтерах. По таким программам расширения приема студентов не предполагается».

«Студенты активнее пользуются дополнительными программами, иногда предоставляемыми на других факультетах. Например, аграрии часто пользуются программами по ветеринарии, которая сейчас весьма востребована. В целом дополнительное образование помогает студентам быть более адаптивными к изменениям на рынке труда», – сказала Абанкина.

Пандемия внесла свои коррективы в соотношение спроса и предложения на рынке труда, но это пока не повлияло на предложение со стороны выпускников учебных заведений соответствующих специальностей, сказала доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. «Даже почти через год ситуация в наиболее пострадавших отраслях экономики, таких как туризм, общественное питание, гостиничный бизнес, остается напряженной. Но сфера образования не может так оперативно менять численность обучающихся. И даже в наступившем году контрольные цифры приема на основные специальности практически не изменятся. Но интерес абитуриентов может переориентироваться на другие востребованные специальности».

По результатам исследований, более 40% выпускников не работали по специальности и до пандемии. Сейчас этот процент для некоторых специальностей может увеличиться.

При этом эксперт полагает, что лишними на рынке труда выпускники вряд ли окажутся. «Серьезного кризиса в экономике нет, и активность на рынке труда достаточно высокая. Молодым специалистам для трудоустройства просто нужно активнее искать работу в других или смежных областях. Молодежь быстро адаптируется к новым условиям, и у них есть возможности получить новые знания и навыки, продолжить обучение в другой сфере. А в будущем спрос-предложение на некоторые специальности под влиянием пандемии, скорее, изменится.

Уже сейчас высокий, и в будущем будет расти, спрос на ИТ-специалистов, врачей и медицинский персонал, виртуальных специалистов в различных сферах.

Поэтому изменения спроса на рынке труда приведут к сокращению численности обучающихся в одних сферах и росту в других. Но все равно в долгосрочном периоде рынок приходит в равновесие», – уверена Иванова-Швец.

Директор центра мониторинга и статистики образования РАНХиГС Марк Агранович считает, что проблемы сервиса, перевозок, туризма, развлечений и малого бизнеса вызывают необходимость повышения «универсальности» работников, способности быстро осваивать смежные или несложные специальности.

«Это должно отразиться на учебных программах и на системе дополнительного профессионального образования. Пандемия показала, что работа в удаленном режиме может быть не менее эффективной, чем очное присутствие на рабочем месте», – предполагает Агранович.

Интересно, что пандемия и связанные с ней трудности перемещения по стране и снижение уровня жизни населения усилили тенденцию роста численности студентов в среднем профессиональном образовании (СПО), поскольку в техникуме учиться дешевле, чем в вузе, и можно найти образовательное учреждение недалеко от дома, считает Агранович.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Fb, Vk, Instagram, Одноклассники, Яндекс.Дзен.

Статья и фото: vogazeta.ru

Добавить комментарий