Как развивается образование в области когнитивных наук

Как развивается образование в области когнитивных наукИллюстрация: anywellmag.com

В ходе круглого стола, который прошел на площадке МИА «Россия сегодня», состоялась дискуссия о дефиците образовательных программ подготовки в области нейронаук и когнитивных наук.

Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Аркадий Марголис рассказал о том, что сегодня происходит бурное развитие исследований и разработок в сфере когнитивных наук и нейротехнологий, однако существует серьезный дефицит программ подготовки кадров в этой области.

«Сколько сегодня существует в Российской Федерации магистерских программ такого типа? Трудно оценить точно, нам кажется порядка 20-30. И сколько из них центров, в которых есть серьезные научные исследования? Максимум, наверное, 10. При наборе в 25 человек мы получаем до 250 человек, поступающих в магистратуру, и порядка 200 выпускников, которые пойдут дальше на работу в области исследований и разработок… За пять лет мы получаем 1000 человек. Насколько этого достаточно, чтобы обеспечить серьезный рывок в этой сфере? Нам кажется, этого абсолютно недостаточно», – отметил он.

По словам Марголиса, вузам необходимо сосредоточиться на активной работе со старшеклассниками. Для решения этой проблемы в МГППУ был создан специализированный центр профориентации в области когнитивных наук «ПРО PSY».

«В основе разработки данного центра была заложена интеграция теоретической, профессионально-практической и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Это позволяет вовлечь, познакомить школьника с данной областью, а также провести профпробы и помочь ему выстроить образовательную траекторию в направлении его будущей профессии», – рассказала руководитель Центра профориентации и довузовского образования «ПРО PSY» МГППУ Ольга Есенина.

На базе центра «ПРО PSY» проводятся очные и дистанционные классы по «Нейронаукам и когнитивным наукам», предпрофессиональный экзамен по направлению «Психология и когнитивные технологии», олимпиада кружкового движения НТИ по профилю «Нейротехнологии и когнитивные технологии», а также повышение квалификации и методическая поддержка педагогов, профориентационные мероприятия и научно-популярные лектории.

Как отметила эксперт, в рамках профориентационной деятельности МГППУ с 19 по 23 апреля в онлайн-формате пройдет «Неделя нейротехнологий и когнитивных наук в Москве». Принять участие в образовательной инициативе могут школьники, студенты бакалавриата и магистратуры, преподаватели школ, вузов, кружков, организаций дополнительного образования, специалисты и исследователи. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте.

Также в рамках круглого стола вице-президент РАН Алексей Хохлов подчеркнул, что сейчас во всем мире вкладывают большие средства в область нейронаук и когнитивных наук в связи с развитием технологий искусственного интеллекта.

«Я думаю, что это действительно одно из прорывных направлений науки в будущем, и потому от лица Российской академии наук я хотел бы поддержать ту мысль, которая только что прозвучала: если нынешние школьники выберут это направление исследований, то, безусловно, они будут востребованы в будущем», – заявил ученый.

По его словам, российскому научному сообществу необходимо расширять образовательные программы по нейронаукам и когнитивным наукам – «выводить на современный уровень».

«Тут очень важно максимально использовать ресурсы мировой науки: необходимо в эти образовательные программы привлекать как можно больше зарубежных ученых, в том числе представителей научной диаспоры, которые получили какой-то опыт работы в зарубежных лабораториях», – подчеркнул Хохлов.

В связи с растущей популярностью онлайн-образования, как отметил ученый, сегодня это можно сделать гораздо эффективнее.

Статья и фото: vogazeta.ru

Добавить комментарий