«Монарх и монархия»: в первый день конференции состоялись заседания двух секций

14 ноября 2018 года после пленарного заседания на конференции развернулась работа секций «Император Николай II и русское общество» (модератор д-р ист. наук, д-р церк. ист. протоиерей Георгий Ореханов) и «Образ правителя и идея монархии в раннехристианской и средневековой традиции» (модераторы канд. ист. наук Г. Е. Захаров и канд. богосл. Г. В. Бежанидзе).

В работе секции «Император Николай II и русское общество» приняли участие специалисты из различных учебных и научных учреждений.

Первое заседание открылось докладом К.А. Соловьева, сотрудника ИРИ РАН, посвященным общим вопросам отношения государя Николая и общества. Далее последовали доклады представителей МГУ А. Ю. Полунова и Д. О. Русина об отношениях Николая II с обер-прокурором Святейшего Синода К. П. Побеносцевым и матерью императора Марией Федоровной. С. В. Медведев из МИИТ представил сообщение о взглядах одного из начальников полиции того времени — С.В. Зубатова, о монархии и революции.

 

 

 

 

 

 

На втором заседании секции «Император Николай II и русское общество» выступление М.М. Шевченко из МГУ было посвящено разнице личностей и особенностей правления императоров Николая I и Николая II. В следующем докладе опять рассматривались отношения государя с его матерью, но уже в период 1914-1918 гг. Д. Л. Сапрыкин, сотрудник Института истории естествознания и техники РАН, рассказал о развитии науки, образования и промышленности в эпоху Николая II. В заключение В. Ж. Цветков (МПГУ) посвятил свое выступление важной и дискуссионной теме истории отречении государя и спорам о легитимности этого деяния.

Работу секции «Образ правителя и идея монархии в раннехристианской и средневековой традиции» открыли доклады, посвященные взаимоотношениям Церкви и государственной власти в IV в.: «Епископ-пророк. Амвросий как совесть Империи» Поля Маттеи (Университет Лион II; доклад был прочитан переводчиком текста Г. Е. Захаровым) и «Вера Петра как вера императора: эдикт Cunctos populos императора Феодосия I в контексте истории арианских споров» Г. Е. Захарова (ПСТГУ).

Большинство последующих докладов было посвящено развитию идеи монархии и отношениям церковных и государственных властей на латинском Западе в эпоху средневековья: «Королевская власть в Толедском королевстве вестготов (конец VI — начало VIII вв.)» О. В. Аурова, «Империя Карла Великого – translatio или imitatio imperii?» А. В. Назаренко (ИВИ РАН, ИРИ РАН), «Папа Николай I о служении христианского правителя» А. А. Королева (ИВИ РАН), «Сакральность королевской власти и ее отношение к экклезиологии в оттоновско-салиевское время» А. О. Титовой (ПСТГУ), «Помазания средневековых германских императоров» М. А. Бойцова (НИУ ВШЭ).

В двух докладах рассматривались развитие представлений о монархии и образы монархов в Византии: «Власть императора и теория образа иконопочитателей» О. Н. Изотовой (ПСТГУ) и «Можно ли переспорить императора? Образы Мануила I Комнина в диалогах эпохи» В. Ю. Жаркой (НИУ ВШЭ) и Л. В. Луховицкого (ИСл РАН, ПСТГУ).

В рамках работы секции «Образ правителя и идея монархии в раннехристианской и средневековой традиции» удалось продемонстрировать сложность и многообразие проблемы христианского осмысления образа правителя и идеи монархии, а также взаимоотношений государственной власти с церковной. В рамках христианской традиции церковная и государственная иерархии не сливаются друг с другом, однако имеют общий источник и основание – Бога. Их функции никогда не отождествляются, но при этом их невозможно и последовательно разделить. Любая государственная проблема имеет нравственную составляющую, что предполагает возможность для духовенства давать советы и наставления носителям государственной власти. В то же время церковные дела невозможно отделить в христианском социуме от общественных и правители, как защитники порядка, оказываются вынуждены вмешиваться в церковные конфликты (в т. ч. и в богословские споры), неизбежно руководствуясь при этом своими собственными убеждениями и принимая в этих конфликтах сторону одного из церковных течений. Кроме того, в большинстве христианских социумов высшая государственная власть освящается через соответствующие ритуалы (в частности, через помазание правителя), что одновременно придает монарху сакральный статус и подчеркивает роль Церкви в легитимации власти.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет — офф. сайт pstgu.ru

Читайте больше новостей про :


Добавить комментарий