На ВУЗПРОМЭКСПО-2020 обсудили итоги Проекта 5-100

Проект повышения мировой конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-исследовательских центров (Проект 5-100) завершается в декабре 2020 года. Ректоры отечественных вузов-участников Проекта представили опыт его реализации и основные достижения. Участие в обсуждении итогов Проекта принял заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Андрей Омельчук.

«Проект заканчивается в конце года, сегодняшней дискуссией мы открываем цикл обсуждений итогов его реализации. Безусловно, все мы признаем и значимость Проекта 5-100, и ту трансформацию российских университетов, которую он обеспечил. Многое из того, что хорошо получилось в этом проекте, легло в основу новой Программы стратегического академического лидерства уже с большим количеством участников. Да, Проект 5-100 заканчивается, но работа по повышению мировой конкурентоспособности ведущих российских университетов продолжается, и мы рассчитываем, что новый проект будет еще лучше, чем прежний», – сказал Андрей Омельчук.

Замминистра озвучил цели, которые были заложены в Проект 5-100 и результаты их реализации за период с 2013 по 2020 год. Целями Проекта были развитие науки в университетах, формирование стратегических партнерств с высокотехнологичными предприятиями, повышение качества образования, работа по омоложению кадрового состава, развитие экспорта образования, интернационализация деятельности университетов, формирование научно-образовательных центров.

Среди итогов Проекта 5-100 Андрей Омельчук отметил следующие: для получения высшего образования университет-участник Проекта 5-100 выбирают 52% победителей олимпиад, а также каждый седьмой российский студент. Средний балл ЕГЭ в таких университетах 83,02, что на 12,8% выше по сравнению с показателем по всем вузам страны.

Кроме того, в университетах-участниках Проекта 5-100 работает каждый второй иностранный научно-педагогический работник, привлеченный в отечественные вузы. Университет-участник Проекта 5-100 предпочитает каждый пятый иностранный студент, выбирающий образование в России.

Реализация Проекта 5-100 оказала влияние и на развитие науки. В вузах-участниках доля молодых научно-педагогических кадров составляет 21%, что в два раза выше, чем в среднем в российских вузах. На них приходится 2,4% созданных в России центров коллективного пользования, 22,3% малых инновационных предприятий.

В среднем на один вуз-участник Проекта приходится в 10 раз больше финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), чем на один университет по России в целом, а также 30% НИОКР от общего объема по стране.

Ректоры прокомментировали итоги реализации Проекта в своих университетах. Среди результатов были названы перестройка взаимодействия между университетами, умение сотрудничать в жесткой конкурентной борьбе, повышение мотивации студентов и сотрудников. Участники дискуссии признали, что Проект запустил управленческую рефлексию и понимание университетами собственной модели, а благодаря трансформации всех сфер деятельности вузов была создана научная инфраструктура. Атмосфера научного поиска привлекла таланты: для работы в этих университетах вернулись из-за рубежа выдающиеся ученые. Программа позволила российским вузам заявить себя в международных рейтингах, обратить внимание мирового университетского сообщества на российские университеты.

Также были озвучены и вызовы, которые еще сохраняются. Это работа в области инноваций, разграниченные между вузами и научными институтами РАН компетенции, формирование конкурентных предложений бизнес-сообществу, а также бюджеты, которые у лучших университетов мира на порядок выше, чем у российских.

Статья и фото: minobrnauki.gov.ru

Добавить комментарий