Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности

18 апреля 2019 года в Главном здании ПСТГУ состоялась конференция Межвузовского иконописного совета «Христианский образ и сакральное пространство», организованная ПСТГУ при участии Московской духовной академии и семинарии, Православного института «Со-действие»; на форуме специалисты в области традиционного церковного искусства формулировали церковную позицию по отношению к творческим поискам современного религиозного искусства.

Конференция собрала ведущих специалистов — искусствоведов, культурологов и художников, которые на основе догматических и канонических правил, а также святоотеческого учения об иконе и иконопочитании рассмотрели проблемы и вызовы современности в сфере церковного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники конференции раскрыли такие понятия, как церковное искусство, христианское искусство, религиозное искусство и сакральное пространство. Было отмечено, что искусство Православной Церкви тесно связано с Литургией и всегда требует богословского осмысления. Особое внимание было уделено рассмотрению отношения Церкви к религиозной живописи как традиционной, выражающей религиозное христианское сознание, так и современной, представленной, например, такими течениями, как авангард, актуальное искусство, поп-арт и др.

В докладах было отмечено желание современных художников, в том числе, занимающихся традиционным церковным искусством, подстроиться под тренды западной культуры, которые многим в России кажутся чем-то новым и прогрессивным. Влияние на традиционное церковное искусство «новых» идей, многие из которых имеют почти столетнюю историю, вынуждает профессиональное сообщество высказать церковную позицию по отношению к этим явлениям.

В настоящее время европейское сакральное искусство испытывает сильный кризис, вызванный последствиями модернизации литургической жизни. «Современное религиозное искусство» католической церкви во многом вдохновляется духом, выраженным в решениях II Ватиканского собора (1962-1965 гг.), провозгласившего творчество свободным от всякой традиции. Была заявлена необходимость и возможность использования любых видов современного искусства в сакральном пространстве, чтобы найти новые, доступные для понимания современников формы христианской проповеди, а также место для них в Церкви.

Итогом более чем полувекового развития этих идей и смелых экспериментов стал отказ от традиционных форм сакрального искусства, а также утрата содержания и формы в изобразительном искусстве, уничтожение традиционных ремесел, за что так долго ратовали представители протестантизма, атеизма и сторонники глобализации. Печальные последствия модернизации литургической жизни и традиционного церковного искусства заставили многих католиков вновь обратиться к иконе, как сакральному и богословски наполненному образу. В связи с этим Православной Церкви необходимо иметь твердую позицию в сохранении и изучении традиционного церковного искусства. Только такой подход позволит художнику, согласно евангельскому слову, быть готовым «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра. 3.15)

Тексты докладов на конференции будут опубликованы на сайте.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет — офф. сайт pstgu.ru

Читайте больше новостей про :


Добавить комментарий