Обучение учителей: чему и как стоит учиться, чтобы оставаться успешным в современном мире образования

Обучение учителей: чему и как стоит учиться, чтобы оставаться успешным в современном мире образованияИллюстрация: behance.net

23 марта 2021 года состоялся круглый стол «Обучение учителей: чему и как стоит учиться, чтобы оставаться успешным в современном мире образования», организованный Яндекс.Учебником.

О том, как менялся подход к обучению педагогов в исторической ретроспективе, рассказала профессор кафедры педагогики Тихоокеанского Государственного университета, доктор педагогических наук Алла Кузнецова. Она отметила, что профессия педагога с 1950 года находилась в совершенно разных статусах от самой уважаемой в обществе специальности до максимальной потери престижа. Сегодня универсальная система развития учителей все еще находится на стадии разработки.

«Мы до сих пор ищем конструкцию, которая помогала бы учителям развиваться. Есть вектор в сторону непрерывной поддержки профессионального развития педагогов. Сегодня педагог может выбирать и конструировать свою образовательную программу, развивая все необходимые компетенции, приобретая новые роли» – рассказала Алла.

Далее участники круглого стола говорили о том, чему стоит учиться педагогу, который хочет оставаться успешным в современном технологичном мире. О новом подходе к пониманию важнейших для педагога навыков рассказала Татьяна Ковалева, заведующая лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, доктор наук, профессор. Она рассказала про важнейшие навыки учителя – self skills, которые дополняют популярную концепцию hard skills и soft skills.

Self skills (или навыки построения себя и заботы о себе) задают индивидуальное отношение к учителю со стороны руководства школы. Сегодня к школьным управленцам постепенно приходит понимание того, что у каждого учителя своя профессиональная компетентностная модель.

«Администрация школы должна понимать, в чем особенности каждого учителя, и исходя из этого складывать команду. Хорошая идея – создавать профессиональные требования не к учителю, а к образовательной команде. Среднестатистического учителя не существует. Каждому учителю важно вкладываться своими самыми сильными компетенциями в эффективность коллектива» – рассказывает Ковалева.

На круглом столе обсудили диагностику навыков, которая может помочь учителю выявить точки профессионального роста – Интенсив «Я Учитель» от Яндекса. Руководитель программы развития педагогов «Я Учитель» Влада Казанцева рассказала о том, что любой преподаватель может пройти бесплатную диагностику по цифровым компетенциям и компетенциям успешного учителя, а также умению развивать функциональную грамотность учеников и работать с трудным поведением школьников. Три из четырех тестов были в диагностике прошлого года, но все вопросы были полностью обновлены, поэтому учитель, повторно пришедший на тестирование, сможет наблюдать свою динамику. После Интенсива все участники получат сертификаты и рекомендации по развитию профессиональных компетенций.

Влада Казанцева также отметила, что Интенсив 3.0 предназначен для самодиагностики, а, значит, результаты участников принадлежат только им. Также в Интенсиве 3.0 есть шкала самооценки – ее предлагается заполнить до получения результата интенсива и сравнить с результатом.

Влада немного рассказала о результатах предыдущего Интенсива «Я Учитель» 2.0.

«Учителя в большинстве своем хорошо справляются с формированием финансовой, цифровой и математической грамотности учеников, зона роста – формирование креативного мышления и глобальных компетенций. Кроме того, прошлый Интенсив показал, что школьным учителям важно обратить внимание на формирование индивидуального подхода к ученикам, собственной ориентированности на учебный результат и на способность анализировать свои действия» – рассказала она.

О том, почему диагностика и в целом непрерывное образование для учителя крайне важно, рассказала Наталья Шевелёва, заведующая кафедрой педагогических технологий непрерывного образования МГПУ, кандидат педагогических наук.

«Диагностика – точка развития, необходимость которого осознаёт педагог. Мы проводим диагностику только для себя — это не сдача экзамена, защита диплома или магистерской работы, это диагностика для того, чтобы осознать свои точки роста и определить дальнейший трек развития. Человек учится прежде всего для себя. И учитель учит хорошо до тех пор, пока учится сам» – отметила Шевелёва.

Она рассказала про самые эффективные новые форматы в непрерывном образовании педагогов: горизонтальное обучение (обучение «равный равного»), наставничество и тьюторство, корпоративное обучение, организованное образовательной организацией, обучение команд школ. Рассказала она и про разные программы для повышения квалификации педагога: диагностики, погружения, практики, проекты.

Также поговорили о том, почему самодиагностика так важна, а LLL (lifelong learning) – насущная необходимость. Свой взгляд на проблему высказал Иван Гусев, тьютор, руководитель службы развития кадрового потенциала флагманской площадки федерального проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем».

«Мы в нашей школе работаем с особыми категориями детей и большое внимание уделяем вопросам проверки, оценивания, проверки знаний и учебных достижений. Потому что непонятно, как поставить плохую оценку ребёнку, который находится в непростой жизненной ситуации, который борется с болезнью. На помощь приходит инструмент бережного оценивания – самооценивания. Мы говорим ученикам, что важно формировать в себе культуру самопроверки и потом поделиться этой оценкой с педагогом или оставить при себе» – рассказывает Иван.

Современный учитель тоже должен обладать навыками самопроверки и самодиагностики – в этом может помочь Интенсив «Я Учитель». Диагностика нужна педагогам не как формальная бумажка. В системе методического сопровождения непрерывного профессионального развития педагога госпитальной школы инструменты диагностики и самодиагностики занимают особое место.

Статья и фото: vogazeta.ru

Добавить комментарий