ПСТГУ выступил соорганизатором международной конференции на Соловках

3-5 июля 2019 года в Соловецком Спасо-Преображенском ставропигиальном мужском монастыре состоялась Пятая международная научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей». В форуме приняли участие профессора ПСТГУ священник Александр Мазырин и Наталия Юрьевна Сухова, а также старший специалист Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Лидия Алексеевна Головкова.

Организаторами конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей» стали Соловецкий музей-заповедник, Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, представил доклад «Священномученик епископ Василий (Зеленцов) как борец за единство и достоинство Русской Православной Церкви (по материалам сводок ГПУ УССР середины 1920-х гг.)».

Два первых десятилетия большевистских гонений на Церковь в России явили миру удивительно много ярких представителей православного епископата. Но даже на таком фоне не теряется фигура священномученика епископа Василия (Зеленцова), соловецкого узника и неустрашимого борца за честь и правду Церкви.

Основное внимание докладчика было уделено труднодоступным документам ГПУ УССР из Центрального архива ФСБ РФ, которые, даже со специфически-чекистской точки зрения, показывают очень яркий образ епископа-исповедника. Священномученик Василий стал викарным епископом Полтавской епархии летом 1925 г. и в считанные месяцы фактически возглавил православный украинский епископат, а затем стал ключевой фигурой и во всероссийском масштабе вплоть до своего ареста летом 1926 г. Оказавшись в заключении, епископ Василий стал играть заметную роль уже в среде иерархов, заключенных на Соловецких островах. В феврале 1930 г. священномученик Василий был расстрелян. С момента казни митрополита Петроградского священномученика Вениамина в августе 1922 г. он стал первым архиереем Русской Православной Церкви, которого постигла такая участь, что еще раз подчеркивает его незаурядную роль в церковной жизни того времени.

Наталия Юрьевна Сухова, доктор церковной истории, доктор исторических наук, заведующая Центром истории богословия и богословского образования, выступила с докладом «Священноисповедник епископ Амвросий (Полянский): Царство Небесное как предмет изучения и стяжания».

В докладе были представлены основные вехи формирования и реализации одного из представителей соловецкого «архиерейского сонма» — священноисповедника Амвросия (Полянского Александра Алексеевича; 1878–1932), причисленного к лику святых в 2000 г. Внимание в докладе было сфокусировано на духовно-учебном периоде этого пути: обучении в Тамбовской духовной семинарии, Казанской духовной академии; преподавании и ректорстве в Киевской духовной семинарии. Особое внимание автор обратила на личности, оказавшие влияние на становление преосвященного Амвросия: ректора Казанской духовной академии преосвященного Антония (Храповицкого) и старца Гавриила (Зырянова), митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого), святителя Тихона (Беллавина); собратий священноисповедника Амвросия по Казанской духовной академии – преосвященных Феодора (Поздеевского), Прокопия (Титова) и других членов «монашеского братства». На примере жизненного пути преосвященного Амвросия (Полянского) докладчик постаралась проследить истоки формирования особого — «соловецкого» — феномена в истории российского новомученичества. Лидия Алексеевна Головкова, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, представила доклад «У истока ГУЛАГа».

Речь в докладе шла о малоизвестных концлагерях Севера, называемых Архангельскими концлагерями (сам Архангельск, Пертоминск, Холмогоры); и московских (бывшие монастыри Ивановский, Новоспасский, Андроников, Кожуховский, Покровский и др.) Московские концлагеря, как и Архангельские, начали функционировать с 1918 года, хотя официально зафиксированы с 1919-1920 годов. Из внутренней переписки ГПУ-ОГПУ стало известно, что высланные в Архангельские лагеря со всей страны арестованные привозились в Москву, где происходило судилище в Кремле, на котором витийствовал известный впоследствии прокурор Н. Крыленко. С 1920 года основной функцией Архангельских лагерей стало уничтожение белых офицеров и генералов. Большинство прибывавших в лагеря были на местах уже судимы и реабилитированы.

Руководителем этого беззакония был чекист с необычной судьбой, председатель Особого отдела ВЧК-ОГПУ М. Кедров. Из прошедших через лагеря смерти людей к 1922 году осталось 10% людей, которые были вывезены на Соловецкие острова и составили первую партию заключенных основанного в 1923 г. Соловецкого лагеря Особого назначения.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет — офф. сайт pstgu.ru

Читайте больше новостей про :


Добавить комментарий