Сетевые взаимодействия КалмГУ им. Б.Б. Городовикова как инструмент развития региональной системы образования

В эпоху глобализации образование стало тем узлом, в котором увязаны и отражаются противоречия, преимущества или недостатки современной эпохи. Фундаментальной характеристикой образования в информационном обществе становится характер новых отношений, которые во все возрастающей степени сводятся к взаимодействию людей друг с другом, а основной формой его организации и внутриорганизационного управления выступает сеть.

Системные, разносторонние сетевые взаимодействия Калмыцкого государственного университета имени Б.Б. Городовикова позволяют позиционировать регион на многих уровнях и что, особенно важно, в образовании. Конструируемые вузом сетевые взаимодействия способны повышать культурную целостность региональной системы образования и активизировать имеющийся человеческий потенциал на инновационные преобразования.

Так, благодаря сотрудничеству вуза с АНПО «Школьная лига» в рамках сетевой всероссийской образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО», в Калмыкии создана региональная сеть, позволяющая повышать качество естественнонаучного образования в школах и создавать условия для роста мотивации детей школьного возраста к получению естественнонаучного образования, ранней профессиональной ориентации, направленной на выбор специальностей исследовательского, инженерно-технического и технопредпринимательского профиля в области высоких технологий.

О том, каких успехов достиг КалмГУ им. Б.Б. Городовикова в  этом направлении своей деятельности говорилось на видеоконференции «Сетевое взаимодействие вуза и школы в региональной системе образования», которая прошла 19 февраля 2018 года.

Кураторами мероприятия выступили Юшкова Елена Викторовна, к.т.н., доцент, руководитель направления по работе с региональными ресурсными центрами ШЛР и Даржинова Светлана Владимировна, к.п.н., доцент, директор музея, руководитель регионального ресурсного центра ШЛР на базе КалмГУ им. Б.Б. Городовикова.

        В конференции приняли участие Селянин Александр Александрович, генеральный директор АНПО «Школьная лига»; Казакова Елена Ивановна, д.п.н., профессор, чл-корр. РАО, научный руководитель Программы;  Питкиева Татьяна Ивановна, заместитель министра образования и науки Республики Калмыкия; Сумьянова Елена Владимировна, к.ф.-м.н., доцент, декан факультета физики, математики и информационных технологий; Громова Римма Дубиновна, хранитель фондов музея; руководители образовательных учреждений и учителя — координаторы Программы, студенты и школьники.

Со словами приветствия к участникам конференции обратился Александр Александрович Селянин, который поблагодарил всех за активное сотрудничество в рамках Программы и отметил, что КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, как региональный ресурсный центр Школьной лиги РОСНАНО в Калмыкии один из самых эффективно развивающихся.

Научный руководитель Программы Казакова Елена Ивановна в своём выступлении акцентировала внимание участников на то, что сегодня ещё очень многое предстоит менять в современном образовании. Мы должны готовить молодых людей к жизни в высокотехнологичном мире, но вместе с тем сочетать эти высокие технологии с уважением к нравственным ценностям. Сегодня очень важно чтобы Человек состоялся, смог реализовать весь свой потенциал. И мы с Вами вместе должны подумать об общих действиях, осмыслить имеющиеся перспективы и увидеть новые горизонты.

 Юшкова Елена Викторовна отметила, что проводимая в 5 раз видеоконференция стала традиционной площадкой для обсуждения намечающихся перспектив в образовании, осмысления имеющегося опыта, местом доброжелательной и взаимно заинтересованной встречи. Она поблагодарила Даржинову С.В. за оперативную работу в части организации Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства на базе университета с 12 по 18 марта 2018 года.

  Об основных направлениях деятельности системы дополнительного образования в Республике Калмыкия в 2018 году говорила Питкиева Татьяна Ивановна. В частности, сообщила, что сегодня появляются новые возможности, в том числе и финансовые, для эффективной работы в обозначенном направлении. Например, намечается открытие Кванториума на базе КалмГУ; идёт работа по открытию модельного центра, как интегратора всех форм дополнительного образования в регионе; будет отремонтирован Дом детского творчества (из фонда Президента РФ выделено 65 миллионов рублей) и т.д. Вместе с тем, отметила, что во многом, благодаря плодотворному сотрудничеству АНПО «Школьная лига» и КалмГУ им. Б.Б. Городовикова в рамках реализации сетевой программы «Школьная лига РОСНАНО», в регионе создана инновационно-образовательная среда для вовлечения молодёжи и детей в активную деятельность, направленную на модернизацию экономики и социальной жизни в регионе. Татьяна Ивановна выразила огромную благодарность Селянину А.А., Казаковой Е.И., Юшковой Е.В., ректору университета Салаеву Б.К. и Даржиновой С.В. за столь эффективную работу.

Итоги сетевого взаимодействия КалмГУ им. Б.Б. Городовикова с АНПО «Школьная лига» подвела в своём выступлении Даржинова Светлана Владимировна: «На сегодня в нашем  регионе создана региональная сеть из 26 образовательных учреждений», которая в самое ближайшее время ещё более расширится, так как на участие подали заявки  ещё 17 школ Малодербетовского, Юстинского и Целинного районов. Региональным ресурсным центром выработан календарь проводимых ключевых событий: НАНовый год, деловая игра-конкурс «Журналист», каникулярная школа «Наноград. Калмыкия», Всероссийская школьная неделя высоких технологий и технопредпринимательства, музейная конференция, сетевая видеоконференция, образовательные путешествия и многое другое…

Из года в год количество участников Программы увеличивается. В 2017 году оно достигло почти 5000 человек. Это школьники, учителя, преподаватели, студенты, руководители образовательных учреждений различного уровня. А это огромный человеческий потенциал, способствующий личностному развитию молодёжи и повышению качества нашего образования».

Затем учителя – координаторы Программы «Школьная лига РОСНАНО» поделились опытом апробации STA-студий в своих школах.

Лиджиева Ирина Григорьевна, учитель Хар-Булукской СОШ Целинного района: «Получение учебных модулей STA-студии позволило нам научить детей навыкам совместной проектной работы, помогло  преодолеть барьеры между разными дисциплинами естественнонаучного цикла. Каждая точка пространства может работать не только в урочное время, но и во внеурочное время, когда ребята могут осваивать новые технологии. В будущем в наших планах проведение индивидуальных занятий, дискуссий и мастер-классов, выставок,   кинопоказов, которые еще больше повысят интерес учащихся к изучению нанотехнологий».

Мушаева Байрта Михайловна, завуч Хар-Булукской СОШ Целинного района: «Впервые в этом учебном году при проведении Недели науки учебные модули были использованы при проведении игр-путешествий в мир разных наук среди учащихся начального звена обучения. Учащиеся 5 класса выступили модераторами игры-путешествия, помогали учителям – предметникам. В ходе решения интересных задач в кабинете химии школьники ознакомились с учебными материалами  модулей, просмотрели медиаматериалы учебного модуля «Лаборатория кота Шредингера», получили звание «Младшего научного сотрудника»».

Сангаджиев Чингиз Геннадьевич, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 10 им. В.А. Бембетова»: «Работа с модулями позволила сделать образовательный процесс более личностно-значимым для учеников, более практико-ориентированным, более меж- и надапредметным и ориентирующимся при этом на современные технологии. Мы видим смысл нашего участия в Школьной лиге РОСНАНО не только в том, чтобы увлекать учащихся высокими технологиями, популяризировать естественнонаучное направление. Но, прежде всего, в гармоничном многостороннем развитии личности ребенка как творческого и самостоятельно думающего человека, который после окончания школы сумеет найти свое место в современном быстро меняющемся мире».

Джамбышева Байрта Алексеевна, учитель химии РНГ имени преподобного Сергия Радонежского: «Получив модули, мы почувствовали большую ответственность  за продвижение этого уникального проекта. Было создано сообщество «Увлеченные наукой». Мы обсуждаем интересные вопросы из мира высоких технологий, выпускаем газету «Школьное технопредпринимательство», проводим интересные опыты, эксперименты из серии «Сделай сам» и обьясни научную сторону вопроса. В своей работе активно используем медиатеку ШЛР.  Нам нравится участвовать в проектах «Школа на ладони». Решая их, всегда продвигаешься вперед. Спасибо за прекрасную возможность идти вперед».

Убушаева Камилла Сергеевна, учитель математики и информатики РНГ имени преподобного Сергия Радонежского: «Есть ещё один важный момент, о котором мне хочется сказать. Это то, что дети с ограниченными возможностями здоровья прекрасно чувствуют себя в этом инновационном пространстве. У меня среди учеников 2 ребёнка с ОВЗ, так они имеют такие замечательные успехи! Таврданов Наран разработал проект беседки, крыша которой построена из солнечных панелей».

После выступлений учителей состоялись прения, в которых  активное участие приняли: Бембиев А., Кузьмицкая С., Бембиева В.В., Манджиева Н.Н., Вилкова Е.М., Тавунова Л.А., Эрендженов А.В., Чемидова Т.Г., Манжаева С.Н. и др.

По итогам видеоконференции свой комментарий (контент-анализ) дала научный руководитель Программы «Школьная лига РОСНАНО» Казакова Елена Ивановна и в частности, отметила: «В состоявшемся  разговоре  не было формализма, бюрократизма, и я получила огромное удовлетворение от него. Сегодня здесь звучали очень правильные слова «мотивация», «интерес», «увлечение», «увлечённость». С точки зрения филологии это является очень важным признаком для того, что мы делаем.  Нам крайне важно представить друг другу и сообществу имеющиеся практики, услышать доброжелательную и содержательную оценку, получить моральную поддержку своей деятельности. Также нам было важно соотнести свои опыты и эксперименты с имеющейся традицией, услышать новые идеи и задуматься о не осознаваемых ранее проблемах, увидеть другие горизонты развития Программы. И в этой связи, в свете всего представленного, предлагаю КалмГУ – региональному ресурсному центру «Школьной лиги РОСНАНО» подготовить к апрелю этого года Программу нашей совместной деятельности и представить нам для рассмотрения. Также, не могу не отметить и тот факт, что у Вас есть замечательная поддержка от ректора КалмГУ Салаева Бадмы Катиновича,  который находит возможности и для финансовой и моральной поддержки Проекта. СПАСИБО! ».

 

                                   Выступления в прениях

Бембиев Александр, учащийся 10 класса РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского: « Многим из нас работа с  модулями помогла определиться с выбором профессии. Кто-то заинтересовался программой «Школьная лига РОСНАНО», кто-то получил  ценный опыт и полезные знания. Учителя с удовольствием участвуют вместе с нами в опытах и исследованиях».

Кузьмицкая Софья, студентка 1 курса направления «психология» КалмГУ им. Б.Б. Городовикова: «С моими однокурсниками, Джалом и Саналом, очень часто участвуем в мероприятиях, проводимых КалмГУ-региональным ресурсным центром Программы  «Школьная лига РОСНАНО». Хочу отметить, что каждый раз,  встречаясь с ребятами из разных районов Калмыкии, из городских и из сельских школ, особенно из сельских,  мы видим, как сильно все они заинтересованы в той новой для них информации, которую получают, участвуя в этих мероприятиях.».

Бембиева Виктория Владимировна, учитель РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского: «Хочу сказать слово от родительской общественности. Два года назад мой сын Александр стал одним из участников Школьной лиги. Заметила в нем перемены в лучшую сторону. Сын стал больше интересоваться учебой, оценки улучшились, а, следовательно, повысилась самооценка. Появилась уверенность в себе и своих силах».

Вилкова Елена Михайловна, учитель Приютненского лицея им. И.Г. Карпенко Приютненского района: «Участие в Программе стало прекрасной возможностью для личностного роста. От всего сердца благодарю родной КалмГУ, лично ректора Салаева Бадму Катиновича за его постоянную заботу и внимание к нам и неустанного организатора всех событий Программы в регионе Даржинову Светлану Владимировну. Конечно же, слова моей благодарности обращены и к заместителю министра образования и науки РК Питкиевой Татьяне Ивановне,  научному руководителю Программы Казаковой Елене Ивановне, всей команде «Школьной лиги РОСНАНО», Ведь без их соучастия мы не получили бы тех значительных результатов, которые имеем на сегодня! СПАСИБО ВСЕМ!».

 

                                                                                                    Музей.

 

 

                                                                      Фотографии студии «Пеликон»

0_2018img/February/086

Калмыцкий государственный университет — офф. сайт www.kalmsu.ru

Читайте больше новостей про :


Добавить комментарий