Сотрудник Научного центра истории богословия и богословского образования выступил на конференции в Риме

26 — 28 ноября 2018 года в Риме сотрудник Научного центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Николаевич Павлюченков принял участие в международной научной конференции «Значение – Смысл – Слово III» и выступил с докладом «Труды П. А. Флоренского как источник «мистического богословия» в России в ХХ веке».

Общее направление конференции – междисциплинарный синтез трех теологии, философии и эстетики: осмысление феноменологических и экзистенциальных принципов современной философии человека, его внутреннего опыта и символики его внешнего воплощения.

 

 

 

 

В русскоязычной литературе термин «мистическое богословие» стал популярным после публикации известных парижских лекций В. Н. Лосского и его работ, в которых он настаивал на том, что предание Восточной Церкви никогда не проводило резкого различия между мистикой как личным опытом познания Бога и богословием как утвержденным Церковью догматическим учением. Напротив, по мнению Лосского, на Востоке христианского мира богословие и мистика всегда были тесно взаимосвязаны: «вне истины, хранимой Церковью, личный опыт был бы лишен всякой достоверности, всякой объективности…

С другой стороны, учение Церкви не имело бы никакого воздействия на душу человека, если бы оно как-то не выражало внутреннего опыта истины, данного в различной мере каждому верующему». С этой точки зрения, вся сложная борьба Церкви за догматы представляется, прежде всего, стремлением «обеспечить христианам возможность достижения полноты мистического соединения с Богом».

Нельзя не отметить, что для традиционного богословия, сформировавшегося в России к началу ХХ века, подобные идеи были не типичными. Здесь давала о себе знать тенденция, обозначенная в письме одного издателя оптинскому старцу Макарию в 1847 г.: в процессе борьбы с размножением в России «лжемистических книг западных», заклеймили как «мечтание и мистицизм» все свидетельства опыта богообщения св. Отцов Православной Церкви.

Признание этого опыта в русском богословии оказалось достаточно длительным процессом и окончательным шагом в этом направлении явились, как представляется, материалы софиологической полемики в русской эмиграции в 1920-х — 1930-х гг. У самого В. Лосского научные интересы почти совпали с тем кругом проблем, которые в богословии поднял прот. С. Булгаков и которые В. Лосский считал необходимым подвергнуть критическому анализу. Но если выделить центральную тему полемики — софиология как учение об обожении и сопутствующие ей разработки в области богословия энергий свт. Григория Паламы и имяславия, то станет очевидным первенство в богословской постановке этих проблем П. А. Флоренского.

Поэтому, именно в его трудах следует искать истоки становления «мистического богословия» в Русской Церкви. До 1917–-1918 гг., при непосредственном общении, Флоренский оказал несомненное и очень сильное влияние на С. Н. Булгакова, но в ряде случаев позиции этих двух мыслителей по вопросам, связанным с «мистическим богословием», существенно различались. И есть основания предполагать, что в своих собственных разработках и полемике с Булгаковым В. Лосский использовал некоторые исходные позиции Флоренского и развивал их далее в нужном для себя направлении.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет — офф. сайт pstgu.ru

Читайте больше новостей про :


Добавить комментарий