«Страна чудес»: три вопроса о дошкольном образовании

«Страна чудес»: три вопроса о дошкольном образованииИллюстрация: goodfon.ru

В начале декабря Институт проблем образовательной политики «Эврика» провел международную онлайн-стажировку по детским садам России, Европы и Азии. Каждый день путешествия завершался рефлексией, однако обсудить сразу всё времени не хватило. Мы собрали оставшиеся комментарии и вопросы участников и попросили экспертов на них ответить. Сегодня мы адресуем часть из них старшему воспитателю детского сада «Страна чудес», который находится в городе Зеленогорск Красноярского края, эксперту Института проблем образовательной политики «Эврика» Елене Непомнящей.

Ваш детский сад оставил самые прекрасные впечатления у участников стажировки. «Система браслетов» вызвала наибольший интерес, однако в отзывах педагоги отметили, что не в каждом детском саду её можно применять. Назовите главные условия для её успешной реализации?

– Эта технология называется ChoiceTime/ВремяВыбора – система поддержки инициативных ситуаций развития ребёнка и его самостоятельности в образовательном пространстве детского сада.

Начну с того, что «система браслетов» – это только средство, с помощью которого происходит становление произвольных действий ребёнка в условиях детского сада. Технология структурирована и последовательно вооружает педагога методами и приемами создания ситуаций выбора, поддержки самостоятельных действий детей на каждой возрастной ступени.

И как основное условие реализации этой технологии – наличие у детей свободного времени (ведь зачастую педагоги «забирают» все время ребёнка) и позитивная, дарящая радость познания безопасная образовательная среда, в которой каждый уголок предназначен для реализации детских замыслов.

Почему такой интерес к технологии? Мы все – грамотные люди и понимаем, что современный ребёнок находится в тисках жёсткого контроля со стороны взрослых. Эта ситуация требует серьёзных изменений, и технология ChoiceTime – прекрасный помощник в этом.

Некоторые участники настороженно отнеслись к свободному перемещению детей по детскому саду, потому что это небезопасно. Что тут можно сказать?

– Я думаю, эти участники – самые трезвомыслящие педагоги, которые понимают, что для того чтобы ребёнок самостоятельно вышел из группы и реализовывал свои планы в любом уголке детского сада, необходимо серьезно перестроить не только развивающую предметно-пространственную среду детского сада, но и прежде всего наполнить новым смыслом функционал всех сотрудников детского сада, расширяющий их участие в образовательной деятельности.

Команда «Страны чудес» всегда подчёркивает, что это не столько технология одного педагога, сколько выстроенная система взаимодействия всех сотрудников детского сада.

И второе, самое важное, помните?

«– Ошибки врачей дорого обходятся людям.

– Да. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого» (с).

Если педагог не научил ребёнка определённым математическим операциям, то это не нанесёт существенного вреда его физическому здоровью и безопасности. А вот если педагог не научит ребёнка ориентироваться, делать выбор, планировать свою деятельность, анализировать происходящее – то это может привести к непоправимым последствиям.

Ребенок, не вооружённый способами самостоятельного проживания деятельности по замыслу, не имеющий опыта собственных проб и ошибок ещё в ситуациях «под присмотром взрослого» (который для него важен, чтобы не повторить эти ошибки в самостоятельной деятельности) не может и не должен подвергаться неоправданному риску или откровенному контролю взрослых в момент его самостоятельной деятельности.

Значит, в разы повышается ответственность взрослых, требующая системной, спланированной работы всей команды детского сада, включающей не только обучение, но и наблюдение, рефлексию. Необходимо помнить, что реализация данной технологии – это не 15–30-минутное занятие, это уклад жизни группы и детского сада в целом.

Ещё один вопрос от педагогов про безопасность. Цветы, икебаны, разнообразные детские поделки и прочие украшательства групп детского сада – это, конечно, красиво, но нарушает СанПиНы, а во время пандемии с этим стало ещё строже. Что делать, если очень хочется сделать группу красивой, но нельзя?

– Цветы и икебаны – это больше для взрослых. В детском саду лучшим украшением должны быть рисунки и поделки детей, которых каждый день изготавливается так много, что можно менять их так часто, как требуют СанПиНы.

Но мне кажется, что кто-то использует нынешнюю ситуацию для того, чтобы поставить под запрет абсолютно все.

Иногда у меня даже возникает вопрос: а как в таком случае реализуется содержание образовательной программы? Хорошие руководители делают все возможное, чтобы находить пути реализации содержания программы в новых постковидных условиях.

А для этого необходимо, сталкиваясь с задачей, искать пути ее решения в пользу развития детей. И это касается не только украшательства групп.

Обращаем ваше внимание, что с 15 по 17 марта 2021 года снова пройдет онлайн-стажировка, но уже по школам. По вопросам участия обращайтесь к руководителю отдела международного сотрудничества Института проблем образовательной политики «Эврика» Ольге Логачевой.

Можно звонить +7-916-791-38-96 или писать ologacheva@eurekanet.ru


Статья и фото: vogazeta.ru

Добавить комментарий