Три причины стать участником онлайн-путешествия по детским садам

Три причины стать участником онлайн-путешествия по детским садамФото: helenakadlcikova.com

С 8 по 12 декабря пройдёт необычная стажировка – международное образовательное онлайн-путешествие для педагогов, управленцев и родителей по детским садам России, Европы и Азии. Приглашенные эксперты в формате TED расскажут всё или почти всё про дошкольное образование и детей дошкольного возраста. В преддверии события Татьяна Волошко поговорила с одним из участников – старшим воспитателем детского сада № 32 «Страна чудес» города Зеленогорска Красноярского края, экспертом Института проблем образовательной политики «Эврика» Еленой Непомнящей.

– Лена, скоро Новый год, хочется о чудесах поговорить. Какие они в вашем детском саду?

– О чудесах – с удовольствием! Первое чудо– это образовательная и развивающая предметно-пространственная среда, где каждый уголок – для детей. Дети живут в своём собственном доме, где всё дышит детской субкультурой. Второе чудо – это игра. Ребята большую часть дня играют, реализуют свои собственные замыслы, и взрослые уважают эту культуру игры.

Третье чудо – моделирование. Вся образовательная программа построена на активном развитии способностей детей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольников средств. Они решают очень сложные задачи, легко читают схемы, ориентируются по знакам. Сталкиваясь со сложной задачей, ребенок не отступает от неё, а старается решать.

Четвёртое – это самостоятельность и свобода.

Я бы даже поставила это чудо на второе место, потому что дети в «Стране чудес» действительно имеют очень много прав и свободно передвигаются по детскому саду, у них есть открытое пространство – open space, где они реализуют свои собственные замыслы.

И, конечно, наряду с самостоятельностью у них очень высокая степень ответственности, потому что уже в дошкольном возрасте дети понимают, что любые права соседствуют с ответственностью за свои поступки, ответственностью за окружающих их друзей и взрослых, ответственностью за окружающий мир, природу, экологию и т.д. Пятое – это билингвальная среда. Дети живут в билингвальной среде, в двух языковых культурах. Это, с одной стороны, способствует тому, что дети очень быстро развиваются, развивается их мышление, а с другой стороны, дети изучают несколько культур (в данном случае две) и познают культуру родной страны на стыке с культурой другой.

День наших воспитанников начинается с поднятия детского флага, потому что прежде всего мы живём в России, в детском саду «Страна чудес».

Шестое чудо – это событийная культура. Взрослые не просто инициируют события, они несут событийную культуру, и дети сами начинают проживать свои спонтанные события. Причём в них они следуют тем культурным нормам, которые освоили. Например, самостоятельно начинают выстраивать такое задачное пространство, в котором стремительно развиваются.

И, наконец, седьмое чудо – это, конечно, инклюзия. У нас дети разных возможностей, но каждому ребёнку находится своё место. И все мы, взрослые и дети, толерантны по отношению друг к другу. Мы демонстрируем детям образцы – все люди разные. Если ты не способен это принять, по крайней мере научись соседствовать с этим, не разрушая мир другого человека. Двери «Страны чудес» распахнуты для всех детей. И детей с ОВЗ грамотно сопровождают специалисты детского сада, помогая им преодолевать трудности и социализироваться в обществе.

– А как же онлайн-образование? Неужели это не чудо в дошкольном образовании?

– Чудо, конечно, тем более что у нас есть уникальный опыт. Дети наши легко осваивают цифровые форматы, более того, они уже в чем-то опережают нас, взрослых. Они инициируют свои образовательные события и просят просто назначить конференции в Zoom, потому что в этих событиях они проживают то, чего сегодня так не хватает из-за ограничений.

– А давай поговорим об этом чуть подробнее. Во время первой волны коронавируса вам удалось показать педагогам, детям и родителям, что онлайн-образование может быть эмоциональным, теплым и интересным. Трудно было? Ведь это не школьники, а дошколята, которым хочется бегать, прыгать, играть, и не только в помещении, но и на улице, потому что ведущая деятельность – игровая…

– Таня, любая задача, если это действительно задача, – сложна. А когда задача направлена на развитие ребенка, взрослого, общества в целом, это особенно трудно и порой сопряжено с высоким риском и личной ответственностью. Поэтому с каждым родителем ребенка, посещающего виртуальный детский сад, мы стараемся выстраивать индивидуальный маршрут онлайн-образования. Большинство родителей сразу вдохновились, увидев своего ребенка, увлеченно играющего около экрана монитора, а кто-то очень осторожно отнесся к этой идее и поверил в нее только перед самым закрытием виртуального сада. Несколько родителей до сих пор отрицают такой формат образования дошкольника. И мы учитываем все точки зрения, так у нас принято.

Нет у задачки «онлайн-образование» одного решения, одного шаблона действий. Это надо признать и прокладывать образовательную дорогу своего образовательного учреждения.

Мы открывали и до сих пор открываем свою собственную цифровую дидактику, разрабатывая каждое событие для дошкольника, объединяясь командой детского сада, помогая друг другу и прежде всего признавая, что мы в начале пути активного освоения цифрового пространства.

Тут прежде всего помогает высокий профессионализм и открытый характер деятельности педагогов Страны чудес. Мы давно выкладываем для обсуждения ролики наших событий, игр для родителей в социальной сети, в нашей группе Страна чудес/ WonderLand.

Мы ничего не придумывали нового, просто взяли то, что было особенно популярно и принято детьми, «отформатировали» это с помощью цифровой дидактики и загрузили на онлайн-платформу.

Мы устраиваем события, как это происходит и в реальной жизни. Конечно, это самоотверженный труд команды педагогов, которые работали и продолжают работать и вечерами, и в выходные дни.

Уже сегодня понятно, что онлайн-образование помогает решать главную задачу – предоставить возможность получения образования каждому дошкольнику независимо от условий, например, открыть детский сад для детей, которые болеют или уехали из города. Или реализовать те форматы, которые невозможны в реальном детском саду – кулинарные мастерские, например, которые очень любят дети, но СанПиНы не позволяют продвигать такие форматы в детском саду. Зато в виртуальном детском саду у нас сейчас вовсю кипят кулинарные баталии между детьми и родителями. С моей точки зрения мы, взрослые, чуть опоздали с использованием цифры в дошкольном возрасте. Интерес у дошкольника к гаджетам очень высок, и именно нам, педагогам дошкольного образования, необходимо раскрыть ребенку их возможности для удовлетворения потребности в получении новой информации, решения задачек, общения по интересам и т.д.

– Совсем скоро состоится уникальная в своём роде стажировка. Раз уж мы сегодня используем в разговоре числа, назови три причины стать ее участником…

– Первая причина – средовая. Всегда любопытно заглянуть в любой детский сад. Как он устроен, как выстроена развивающая предметно-пространственная среда! Что висит на стенах? Как дети живут в группах? Чем они занимаются? Много ли игрушек, материалов для развития? Какие традиции существуют в детском саду? И обязательно найдется то интересное, что непременно захочется внедрить в собственном детском саду, или, например, родителю захочется это применить в условиях семейного образования.

Вторая причина – технологическая. Каждый детский сад применяет разнообразные технологии, которые значительно продвигают образование дошкольников, педагоги адаптируют их под условия детского сада, города, страны, запрос общества. И мы получим возможность реально увидеть, как развивающие технологии реализуются педагогическими командами разных детских садов.

Третья причина – глобальная. Мы не можем точно знать, в каком мире будет жить наш сегодняшний малыш через 12–15 лет, так стремительно время, так мгновенно обновляются технологии, стираются границы выбора профессии, места проживания. Сегодняшний ребенок, который получает дошкольное образование в России, вполне может получать высшее образование в другой стране, и наоборот. Всегда интересно, какие ориентиры дошкольного образования в других странах, какие задачи определяют содержание образовательных программ, какие качества личности развиваются у ребенка с самого раннего детства. Программа стажировок построена так, что мы не только сможем об этом услышать из «первых уст», мы сможем реально это наблюдать и благодаря цифровым технологиям погрузиться в содержание одного дня жизни пяти разных детских садов планеты.

Фото с личной страницы ФБ СТРАНА ЧУДЕС / WONDERLAND

Образовательное онлайн-путешествие для команд дошкольных учреждений

Статья и фото: vogazeta.ru

Добавить комментарий