Университет дома: открываем новые возможности

Пандемия коронавирусной инфекции и массовый уход вузов на удаленный формат работы – не причина останавливать образовательную деятельность. Более того – это повод придумать и внедрить новые форматы обучения, расширить круг своих знаний по смежным или даже еще не изученным дисциплинам. Именно об этом мы и расскажем в нашем материале.

Комфортная среда для всех

В Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина уверены, что применение программного обеспечения напрямую зависит от дисциплины. «Если речь идет о программировании, значит преподавателю важно видеть экран пользователя и продемонстрировать свой. Но не у всех студентов одинаковые условия работы, у кого-то низкая скорость связи, у кого-то не топовая техника, эти нюансы следует учитывать при предложении студентам работы в информационной среде», – рассказывает ассистент кафедры прикладных информационных технологий Екатерина Кулакова.

Исходя из этих задач в СГТУ разработали собственную информационную среду: форум, где студенты выкладывают задания для самостоятельной работы, преподаватели проверяют посещаемость на дистанционном занятии, отвечают на вопросы пользователей. «Я преподаю графику дизайнерам и программистам. На занятиях мы разбираем лучшие практики дизайна, создаем свои проекты логотипов, полиграфической продукции, арт-проекты, – рассказывает Светлана Кумова, кандидат политических наук, доцент кафедры прикладных информационных технологий. – Наши аудитории уже давно оборудованы камерами, которые транслируют сигнал онлайн. К лекции могут подключиться все студенты, независимо от состояния здоровья и местоположения. Учитывая потребности аудитории, я использую максимум возможностей для общения со студентами. Это и традиционные программные средства университетской среды, социальные сети, бесплатные версии программ для проведения дистанционных занятий».

В работе Светлана активно использует видеозахват лекций и семинаров. Потом на их основе создает обучающие видео, и выкладывает их в сеть как темы для дополнительного изучения или в качестве пособия для работы с программами. «Для меня переход на онлайн формат, безусловно, добавил больше работы, но и открыл новые возможности, которые позволяют более тесно контактировать со студентами и добиваться качественных результатов обучения и понимания моей дисциплины, – добавила Светлана. – Ребята творческих направлений отличаются живым воображением, яркой фантазией, в то время как программисты делают более понятные и лаконичные работы, однако и тем и другим для творчества нужна атмосфера. Как правило, это домашний компьютер, а не аудитория в университете. В обычное время они практически не пересекаются, но в соцсетях занимаются вместе, что позволяет им видеть работы друг друга и учиться на собственном примере».

Тиражируем знания на весь мир

Физический факультет Томского государственного университета начал проект по двуязычному преподаванию. Опытные преподаватели будут читать лекцию на английском языке, а их более молодые коллеги – синхронно переводить на русский. Таким образом, на факультете планируют одновременно поднять уровень владения английским языком у студентов и привлечь иностранных абитуриентов, а также создать базу лекций по сложным дисциплинам.

Первые двуязычные лекции проходят на физическом факультете уже в этом семестре у студентов 2 и 3 курсов, а также у слушателей межфакультетского кроссдисциплинарного модуля «Квантум». Всего запланировано 16 занятий по пяти дисциплинам: методы математической физики, нелинейные уравнения, классическая и квантовая механика, термодинамика и статистическая физика.

«Для физика-исследователя английский язык – это часть профессии. Многие наши сотрудники имеют опыт преподавания за рубежом, поэтому для ФФ не было проблемой запустить лекции на английском. Однако не все наши нынешние студенты свободно владеют английским, поэтому мы должны были обеспечить и русскую версию», – объясняет декан факультета Сергей Филимонов.

Лекции с синхронным переводом на русский язык идут онлайн, на двух звуковых дорожках, а потом останутся доступны в записи. Для записи используется оборудование с самоуправляемой камерой, позволяющее в хорошем качестве транслировать все, что преподаватель пишет на доске.

В проекте по двуязычному преподаванию есть два вектора. Первый: преподаватель читает лекцию на английском, а его коллега-физик синхронно переводит ее на русский. Важно, что в качестве переводчика выступает другой физик, знающий не только язык, но и предмет, это гарантирует высокое качество перевода с профессиональной точки зрения. Второй вектор: лекция читается на русском языке, а позже преподаватель сам записывает ее еще и на английском. «В дальнейшем мы планируем транслировать этот опыт на другие технические факультеты ТГУ и сложить полноценный образовательный модуль для иностранных студентов, так как видим, что у них есть интерес к физическому профилю ТГУ», – подчеркнул Сергей Филимонов.

Тюменский индустриальный университет реализует новый виртуальный формат академической мобильности: проведение онлайн-лекций для зарубежных вузов-партнеров. Первым преподавателем, начавшим работать в новом формате, стала профессор кафедры водоснабжения и водоотведения Строительного института Светлана Максимова. Она подготовила цикл онлайн-лекций для студентов Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова (КГУСТА).

«Можно сказать, что ТИУ и КГУСТА связывают долговременные, прочные отношения. В 2019 году я уже посещала Бишкек и лично читала лекции студентам этого вуза, – рассказала Светлана. – Для онлайн-лекций я выбрала важные и актуальные темы, по которым у меня есть собственные исследования, такие как энерго- и ресурсосберегающие технологии в системах водоснабжения, повторное использование промывной воды и обработка осадка на водоочистных комплексах. Я вижу заинтересованность со стороны кыргызских коллег и думаю, что наше сотрудничество будет продолжаться».

У преподавателей Тюменского индустриального университета большой опыт работы в различных студенческих аудиториях: они читали лекции в вузах Казахстана, Таджикистана, Киргизии, Латвии, Финляндии и других стран. «Сегодня мы ищем новые пути для реализации сотрудничества и поддержания контактов с зарубежными университетами, – отметил начальник отдела международной академической мобильности и протокола Александр Гордиевский. – Мы вышли на партнеров с такой инициативой, как виртуальная академическая мобильность и получили много откликов, то есть наши преподаватели теперь виртуально присутствуют в зарубежных вузах и читают лекции для иностранных студентов».

Доцент кафедры Менеджмента в отраслях ТЭК Института сервиса и отраслевого управления Ирина Осиновская приступила к циклу лекций для студентов нескольких вузов Узбекистана. В скором времени начнется запись лекций по различной тематике: экологии, социальной работе, архитектуре. На конец ноября в ТИУ уже запланирован цикл лекций для китайских партнеров из Северо-Восточного нефтяного университета, в декабре в режиме онлайн пройдет воркшоп для архитекторов совместно с представителями вузов Армении и Таджикистана. Возможность такого сотрудничества обсуждается и с Университетом прикладных наук Юго-Восточной Финляндии, с которым опорный вуз реализует программу двойного диплома по нескольким направлениям.

Прямые эфиры и новые форматы взаимодействия

В Новосибирском государственном университете экономики и управления помимо электронной образовательной среды СДО Moodle внедряются и другие интерактивные формы работы. Например, преподаватели освоили прямые эфиры в Instagram – как показал опыт, именно эта социальная сеть пользуется большой популярностью среди студентов. Здесь проводят даже занятия по физкультуре: преподаватели кафедры физического воспитания и спорта НГУЭУ выходят в прямой эфир со студентами в рамках регулярного расписания. К занятиям присоединяются не только студенты, но и все желающие, в том числе учащиеся из стран ближнего зарубежья.

В Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения создали онлайн-телевидение «ГУАП Онлайн». Изначально его главной задачей было сформировать условия для открытого диалога с администрацией вуза и предоставить аудитории актуальную информацию в виде прямых эфиров. В первом эфире выступила ректор Юлия Антохина, его посмотрели 45 тысяч человек. А затем организаторы проекта стали проводить онлайн-встречи с руководителями различных подразделений вуза, в том числе, с врачом и психологом ГУАП, которые отвечали на вопросы студентов.

Вскоре эфиры стали разноплановыми: передачи разделили на официальные комментарии администрации и на программы развлекательного характера. Проект охватил также творчество и спорт. В онлайне проводятся музыкальные вечера, спортивные тренировки, есть рубрика «Диалог с интересным человеком». Помимо эфиров в «ВКонтакте» и Instagram проводятся видеоконференции в Zoom с передачей сигнала в социальную сеть, а также прямые эфиры с подключением камер, которые организует команда технических специалистов. Съемки эфиров проходят в региональном пространстве «Точка кипения – Санкт-Петербург. ГУАП», она выполняет роль студии.

В Марийском государственном университете основным способом коммуникации между преподавателем и студентом и ведения образовательной деятельности стал сервер электронного обучения Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Ответственный за курс преподаватель контролирует деятельность студентов с помощью различных тестовых и контрольных заданий, и находиться с ними на связи, оперативно отвечая на возникшие вопросы.

Традиционные аудиторные занятия и семинары перешли в Zoom, Microsoft Teams, ВКС Мегафон, BigBlueButton – платформы для проведения и демонстрации вебинаров и презентаций. Дополняют их сервисы, позволяющие реализовать теоретическую составляющую образовательного процесса (Simpol, Learnis, LearningApp, Kahoot, Menti и другие). По-настоящему кипит работа по курсовому и дипломному проектированию на онлайн-досках Trello, Asana и Miro. Всегда быть на связи с преподавателем, куратором и одногруппниками стало легко благодаря социальным сетям и мессенджерам.

Внеучебные мероприятия тоже не остались в стороне. Для студентов ведутся прямые трансляции зарядок и тренировок от студенческого спортивного клуба «Акпарс-МарГУ», проводятся мастер-классы от творческих студий Центра культурно-творческой деятельности, который также проводит онлайн-фестивали.

Статья и фото: minobrnauki.gov.ru

Добавить комментарий